Простое в повторении в домашних условиях устройство предназначено для визуальной проверки величины напряжения бортовой сети автомобиля. Глубокий разряд, как и перезарядка аккумуляторной батареи автомобиля пагубно влияет на состояние самой батареи и также на работоспособность бортовой радиоаппаратуры. Данное устройство позволяет не допускать разряд аккумуляторной батареи более чем на 60%, что в конечном итоге существенно продлевает срок службы батареи а также постоянно контролирует величину напряжения бортовой сети позволяя вовремя обнаружить выход со строя регулятора напряжения, самой аккумуляторной батареи, сопротивление контактов на клеммах батареи и работу основных потребителей тока.
Функционально схема ступенчатого индикатора напряжения собрана на микросхеме D1 (К1401УД2А) и состоит из четырех компараторов, выполненных на операционных усилителях. В зависимости от величины проверяемого напряжения по свечению светодиодов HL1 - HL4 можно визуально контролировать величину напряжения в данный момент времени.
Конденсаторы:
- С1 тип К10-17;
- С2, СЗ тип К73-9 x 250 В;
- R5 типа СПЗ-19а.
- VD1 Д818 Е, Д и Г
Напряжение бортовой сети |
Свечение индикатора |
Состояние бортовой сети |
14,8V и выше |
HL1 |
Неисправный регулятор напряжения. При работающем двигателе производится заряд аккумулятора, но напряжение в бортовой сети не должно превышать значение 14,8 В. |
13,7V |
HL2 |
Заряд аккумулятора в норме |
12,2V |
HL3 |
Допустимый разряд аккумулятора.
|
11,7V |
HL4 |
Глубокий разряд. Неисправности в работе системы регулятора напряжения генератора. Коррозия или плохой контакт на клеммах аккумулятора. Неисправна или сильно разряжена аккумуляторная батарея – нужна подзарядка. Необходимо произвести осмотр аккумуляторной батареи на предмет наличия уровня и плотности электролита. |
Ниже 11,7V |
Нет свечения |
Светодиоды для наглядности можно брать:
- HL1 – красного свечения;
- HL2 и HL3 – зеленого свечения;
- HL4 – желтого свечения;
Дроссель, предназначенный для защиты ступенчатого индикатора напряжения от пульсации и помех в бортовой сети при работе двигателя, выполнен на кольцевом феррите марки 2000НМ1 К10х6х3. Обмотки - 30 витков провода ПЭЛШО – 0.12 . Обязательно при подключении необходимо соблюдать правильное включение фаз обмоток. Можно использовать и готовый дроссель от компьютерного блока питания.
Настройка ступенчатого индикатора напряжения сводится к установке порогов срабатывания компараторов с помощью резистора R5 - нижнего и резистора R1- верхнего.
Печатная плата ступенчатого индикатора напряжения изготовлена из одностороннего текстолита размером 50мм х 35мм.
Ток потребления ступенчатого индикатора напряжения, составляет не более 25 мА.
С небольшими изменениями, данный индикатор может быть использован и в других целях:
- коммутация обмоток трансформатора для поддержания стабильного напряжения при изменении входного переменного напряжения в электросети в больших диапазонах;
- измерителя – пробника напряжения;
- и т.д.